… ряд талмудических источников указывают на роль рабана Йоханана бен Закая в частичном восстановлении в правах опальной династии потомков Ѓилеля, принявшей участие в Великом восстании 66–70 гг. н. э. Рабан Шимон бен Гамлиэль Первый, принадлежавший к этой династии и бывший во времена восстания главой Санѓедрина (наси), был казнён римлянами вместе с раби Ишмаэлем — первосвященником. Его сын, Гамлиэль Второй, именуемый Явненским, пользовался покровительством рабана Йоханана и, видимо, выдвигался им на пост главы Санѓедрина. Если последнее соответствует истине, естественно предположить, что рабан Гамлиэль Второй не мог приступить к исполнению своих обязанностей в указанном качестве из-за сопротивления римских властей, помнивших об участии его семьи в Великом восстании. Во всяком случае, он реально стал главой Санѓедрина около 96 года н. э., когда политика Рима в Иудее смягчилась со смертью Домициана, последнего императора из династии Флавиев. Примерно тогда же умер рабан Йоханан бен Закай. Гамлиэль Второй сумел восстановить поддержку Санѓедрина в тех еврейских кругах, которые отдалились от него в дни доминантного положения рабана Йоханана бен Закая. Причины оппозиции рабану Йоханану имели разный характер, но одна из них была, очевидно, связана с тем, что тот пользовался покровительством римлян. Рабан Гамлиэль, напротив, принадлежал к семье, принявшей заметное участие в восстании. Кроме того, династия Ѓилеля, принадлежавшая к дому Давида, считалась обладающей особыми правами на пост наси, и её представители почти непрерывно возглавляли Санѓедрин вплоть до 425 года, когда состоялась фактическая отмена всех привилегий и полномочий, связанных с должностью наси. Указ о смещении рабана Гамлиэля Шестого, последнего из занимавших этот пост потомков Ѓилеля, был отдан императором Гонорием и подтверждён императором Феодосием Вторым. Поводом к этому стало строительство синагог без разрешения византийских властей и то, что рабан Гамлиэль Шестой пытался защитить евреев Эрец Исраэль от гонений со стороны христиан. Но мы ушли далеко вперёд, и нам следует сейчас же вернуться к Гамлиэлю Второму (Явненскому), реально возглавившему Санѓедрин в 96 году. Заслугой этого выдающегося лидера была унификация Ѓалахи, делившейся прежде на школу Ѓилеля и школу Шамая. Под его руководством еврейский народ в значительной мере сплотился, что было особенно важно ввиду реальной тогда опасности бесконечного дробления на секты. Путеводитель по празднику Песах. — М.: Лехаим; N.Y.: F.R.E.E., 2008. — 496 с. — ISBN 978-5-900309-49-1. — с. 38–40.